Музыкальный журнал Европейского Севера № 3(11), 2017 г.
Содержание
НАУЧНЫЙ ФОРУМ
И. Н. Горная
Калевальская тематика в финской камерно-вокальной музыке ХХ века | 1-13
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
С. Ю. Николаева
Русские лирические песни в певческой традиции карел-ливвиков: к проблеме «своё»/«чужое» | 14-27
О. В. Канина, У Ди
Вокальный цикл В. А. Усовича «Пять стихотворений Ли Бо» | 28-44
ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
И. М. Нуриева
Из истории удмуртского этномузыковедения: Кузебай Герд | 45-56
ПОДРОБНЕЕ
И. Н. Горная Калевальская тематика в финской камерно-вокальной музыке ХХ века | 1–13 KALEVALA THEMES IN FINNISH CHAMBER-VOCAL MUSIC OF THE 20TH CENTURY |
Аннотация: Статья посвящена анализу камерно-вокальных сочинений финских композиторов ХХ века, которые черпали вдохновение в сюжетах и темах эпоса «Калевала» и лирического сборника «Кантелетар». Музыкальное воплощение калевальских сюжетов и текстов Элиаса Лённрота в первой половине ХХ века и в последней его трети имеет заметные различия. Статья рассматривает эволюцию музыкального языка и жанрового статуса «калевальских» сочинений финских композиторов.
Ключевые слова: финская камерно-вокальная музыка, поэзия Лённрота, эпос «Калевала», сборник «Кантелетар»
Abstract: The article covers the analysis of the chamber-vocal works of the Finnish composers of the 20th century, which drew inspiration in the storylines and themes of the epic “Kalevala” and the lyrical collection “Kanteletar”. The musical embodiment of Kalevala stories and texts by Elias Lönnrot in the first half and in the last third of the 20th century has visible differences. The article examines the evolution of the musical language and of the genre status of the “Kalevala” works of the Finnish composers.
Keywords: Finnish chamber-vocal music, poetry by Lönnrot, epic “Kalevala”, collection “Kanteletar”
С. Ю. Николаева Русские лирические песни в певческой традиции карел-ливвиков: к проблеме «своё»/«чужое» | 14–27 RUSSIAN LYRICAL SONGS IN THE SINGING TRADITION OF THE LIVVIK-KARELIANS: TO THE PROBLEM OF “ONE’S OWN” / “BORROWED” |
Аннотация: Статья посвящена русским лирическим песням олонецких карел-ливвиков. В процессе сравнительного анализа карельских образцов русских лирических песен с их версиями из севернорусских и центральных областей России автор выявляет своеобразие творческой интерпретации карелами заимствованного русского напева, а также определяет механизмы трансформации исходного «чужого» песенного материала в «свой».
Ключевые слова: русские лирические песни, карелы-ливвики, творческая интерпретация, механизмы трансформации
Abstract: The article is devoted to Russian lyrical songs of the Olonets Livvik Karelians. In the process of the comparative analysis of Karelian samples of Russian lyrical songs with their versions from the northern and central regions of Russia, the author reveals the originality of the creative interpretation of the borrowed Russian melody by the Karelians, and also defines the mechanisms of the transformation of the original “borrowed” song material into their “own”.
Keywords: Russian lyrical songs, Livvik Karelians, creative interpretation, transformation mechanisms
О. В. Канина, У Ди Вокальный цикл В. А. Усовича «Пять стихотворений Ли Бо» | 28–44 THE VOCAL CYCLE V. A. USOVICH “FIVE POEMS BY LI BO” |
Аннотация: Статья представляет итоги анализа музыкального языка вокального цикла (1970) «Пять стихотворений Ли Бо» (Китай; 701–761/762 годы), созданного российским композитором из Бурятии В. А. Усовичем. Анализ выразительных средств музыкального произведения для сопрано выполнен с учётом особенностей интонационно-ритмического строения китайского языка, в том числе, специфики образной символики поэзии стиля «ши», а также восприятия этнокультурного менталитета Китая в музыке российского композитора – знатока музыки буддизма.
Ключевые слова: В. А. Усович, вокальный цикл, китайская поэзия, Ли Бо, стихосложение, этнокультурный менталитет
Abstract: The article introduces the results of the musical language analysis of the vocal cycle (1970) “Five Poems by Li Bo” (China, 701-761 / 762), created by the Russian composer from Buryatia Victor A. Usovich. The analysis of the expressive means of the musical work for the soprano was performed with regard to the peculiarities of the intonational and rhythmic structure of the Chinese language, including the specificity of the figurative symbolism of the "shi" style poetry, as well as the perception of the ethno-cultural mentality of China in the music of the Russian composer who had been an expert on Buddhism music
Keywords: V. A. Usovich, vocal cycle, Chinese poetry, Li Bo, versification, ethno-cultural mentality
И. М. Нуриева Из истории удмуртского этномузыковедения: Кузебай Герд | 45–56 FROM THE HISTORY OF UDMURT ETHNOMUSICOLOGY: KUZEBAJ GERD |
Аннотация: Статья посвящена анализу творчества удмуртского ученого, просветителя, общественного деятеля Кузебая Герда. Фольклорные сборники, статьи о народной музыке, написанные Гердом, рассматриваются в контексте той эпохи, в которую творил удмуртский просветитель. Изучение научного наследия Герда позволило сделать вывод о роли ученого как зачинателя удмуртского этномузыковедения.
Ключевые слова: Кузебай Герд, удмуртский фольклор, обрядовая песня, фольклорный сборник, научное наследие, удмуртское этномузыковедение
Abstract: The article covers the analysis of the creative work of the Udmurt scientist, educator, public figure Kuzebaj Gerd. The folklore collections, articles about folk music written by Gerd are considered in the context of the era, in which the Udmurt enlightener created. Study of Gerd’s scientific heritage has allowed drawing a conclusion on the role of the scientist as the founder of Udmurt ethnomusicology.
Keywords: Kuzebaj Gerd, Udmurt folklore, ritual song, folk collection, scientific heritage, Udmurt ethnomusicology