Музыкальный журнал Европейского Севера № 2(42), 2025 г.
Содержание
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Калимова М. В., Купец Л. А.
Ц. А. КЮИ И А. К. ГЛАЗУНОВ: ТВОРЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ И МУЗЫКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕЦЕПЦИИ | 1–13
DOI: 10.61908/2413-0486.2025.42.2.1-13
ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
Сикорская А. А.
DOI: 10.61908/2413-0486.2025.42.2.14-31
НАУЧНЫЙ ФОРУМ
Чупова А. Г.
МУЗЫКА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ И СТРУКТУРЕ РОМАНА ГЮНТЕРА ГРАССА «ЖЕСТЯНОЙ БАРАБАН» (ЧАСТЬ ВТОРАЯ) | 32–72
DOI: 10.61908/2413-0486.2025.42.2.32-72
Битерякова Е. В.
СИБИРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ 1944 ГОДА: ЗАДАЧИ, ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, РЕЗУЛЬТАТЫ | 73–87
DOI: 10.61908/2413-0486.2025.42.2.73-87
Болдырева В. Г.
ВЗЯТИЕ КАЗАНИ ИВАНОМ ГРОЗНЫМ В УДМУРТСКОМ И РУССКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ФОЛЬКЛОРЕ УДМУРТИИ | 88–99
DOI: 10.61908/2413-0486.2025.42.2.88-99
Столбова П. А.
DOI: 10.61908/2413-0486.2025.42.2.100-114
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Буданова Т. Н.
ПОЭТИКА ФОРТЕПИАННЫХ СЮИТ ВЛАДИМИРА УГРЮМОВА | 115–124
DOI: 10.61908/2413-0486.2025.42.2.115-124
ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Таникова П. С.
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СКРИПАЧА К ОРКЕСТРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 125–138
DOI: 10.61908/2413-0486.2025.42.2.125-138
ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Гун Минчуань
ГЛИССАНДО И ИХ СВЯЗЬ С КИТАЙСКОЙ ТОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ЯЗЫКА: НА ПРИМЕРЕ СОЧИНЕНИЙ ДЛЯ СКРИПКИ |139–156
DOI: 10.61908/2413-0486.2025.42.2.139-156
Жэнь Яобинь
ИСПОЛНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПЕСНИ «НА РЕКЕ СУНГАРИ» КИТАЙСКИМИ ТЕНОРАМИ: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА | 157–171
DOI: 10.61908/2413-0486.2025.42.2.157-171
ПОДРОБНЕЕ
Калимова М. В., Купец Л. А.
Ц. А. КЮИ И А. К. ГЛАЗУНОВ: ТВОРЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ И МУЗЫКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕЦЕПЦИИ | 1–13
Аннотация: Статья посвящена исследованию творческой взаимосвязи между двумя представителями разных поколений петербургской композиторской школы – Ц. А. Кюи и А. К. Глазуновым. В статье в сравнительном ракурсе рассматриваются детали творческих биографий композиторов, история их взаимоотношений и вероятные примеры взаимного профессионального влияния.
Ключевые слова: Цезарь Кюи, Александр Глазунов, «Могучая кучка», русское музыкальное искусство XIX–XX вв., русская музыкальная критика
Maria V. Kalimova, Lyubov A. Kupets
CESAR СUI AND ALEXANDER GLAZUNOV:
CREATIVE PARALLELS AND MUSICAL-HISTORICAL PERCEPTIONS
Abstract: The article is devoted to the research of the creative relationship between two representatives of different generations of the St. Petersburg composer’s school – C. Cui and A. Glazunov. The article examines the details of the composer’s creative biographies, the history of their relationships, and possible examples of mutual professional influence from a comparative perspective.
Keywords: Cesar Cui, Alexander Glazunov, the Five, Russian musical culture of the 19th – 20th centuries, Russian music criticism
Сикорская А. А.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ САРАТОВСКОЙ ШКОЛЫ ХОРОВОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Е. П. СИДОРОВОЙ | 14–31
Аннотация: Статья посвящена деятельности выдающегося педагога Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова, выпускницы Московского музыкально-педагогического института имени Гнесиных Евгении Петровны Сидоровой (1917–2003). Рассматриваются педагогические и методические принципы саратовской школы хорового дирижирования на примере профессиональных установок Е. П. Сидоровой. Источниками работы послужили воспоминания коллег и учеников, а также архивные данные, впервые введённые в научный оборот.
Автор пришёл к выводам о преемственности педагогических принципов московской школы хорового дирижирования, их актуальности и соответствии запросам времени. Рассмотренные положения работы Е. П. Сидоровой свидетельствуют о системном подходе к решению проблем хорового образования, служат ориентиром в решении актуальных учебно-воспитательных, педагогических и исполнительских задач.
Ключевые слова: школа, методические принципы, педагогические принципы, хоровое дирижирование, педагог, исполнитель, Е. П. Сидорова
Anastasia A. Sikorskaya
PEDAGOGICAL AND METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF THE SARATOV SCHOOL OF CHORAL CONDUCTING: A CASE STUDY OF E. P. SIDOROVA’S WORK
Abstract: The article is devoted to the work of Evgenia Petrovna Sidorova (1917–2003), an outstanding teacher of the Saratov State Conservatory named after L. V. Sobinov and a graduate of the Gnessin State Musical and Pedagogical Institute in Moscow. The article examines pedagogical and methodological principles of the Saratov School of Choral Conducting through the professional approaches of E. P. Sidorova. The sources for the study were the memoirs of colleagues and students, as well as previously unpublished archival materials introduced into scholarly discourse for the first time.
The author concludes that there is a clear continuity with the pedagogical principles of the Moscow School of Choral Conducting, which remain relevant and responsive to the needs of the time. The examined aspects of Sidorova’s work reflect a systematic approach to addressing challenges in choral education, and serve as a guide for solving current educational, pedagogical and performance-related tasks.
Key words: school, methodological principles, pedagogical principles, choral conducting, teacher, performer, E. P. Sidorova
Чупова А. Г.
МУЗЫКА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ И СТРУКТУРЕ РОМАНА ГЮНТЕРА ГРАССА «ЖЕСТЯНОЙ БАРАБАН» (ЧАСТЬ ВТОРАЯ) | 32–72
Аннотация: Статья посвящена исследованию специфики литературно-музыкального диалога в романе Г. Грасса «Жестяной барабан». Вторая часть раскрывает вопросы функционирования на его страницах музыкального интертекста как системы прямых отсылок к музыкальным сочинениям, жанрам и конкретным композиторам. В ходе исследования делается вывод о том, что тематизация музыки в романе Грасса «Жестяной барабан» неразрывно связана с изображаемой эпохой Третьего рейха, что детерминирует негативное отношение к исторически обусловленной роли музыки и отражает кризис языка и культуры в первой половине ХХ века. Каждая из стилевых сфер музыкального мира романа (классическая, духовная, военная, популярная, народная музыка) раскрывается не только в связи с определённой оптикой героя, но и с позицией автора романа, не жалеющего гротескных красок для создания впечатляющей картины «дегуманизации искусства».
Ключевые слова: Гюнтер Грасс, «Жестяной барабан», музыкальный интертекст, Бетховен, Вагнер, классическая музыка, популярная музыка, литургия, песни
Anna G. Chupova
MUSIC IN THE ARTISTIC WORLD AND THE SRUCTURE OF NOVEL BY GÜNTER GRASS DIE BLECHTROMMEL (PART TWO)
Abstract: The article is devoted to the study of the specifics of literary and musical dialogue in G. Grass’s novel Die Blechtrommel. The second part reveals how musical intertext functions within the novel’s pages as a system of direct references to musical compositions, genres, and specific composers. The study concludes that the thematization of music in Grass’s novel Die Blechtrommel is inextricably linked to the depicted era of the Third Reich, which determines a negative attitude towards the historically conditioned role of music and reflects the crisis of language and culture in the first half of the twentieth century. Each stylistic sphere of the novel’s musical world - classical, sacred, military, popular, and folk music - is revealed not only in connection with a certain optics of the hero-narrator but also with the position of the author, who employs grotesque imagery to create an impressive picture of the “dehumanization of art”.
Keywords: Günter Grass, “Die Blechtrommel”, musical intertext, Beethoven, Wagner, classical music, popular music, liturgy, songs
Битерякова Е. В.
СИБИРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ 1944 ГОДА: ЗАДАЧИ, ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, РЕЗУЛЬТАТЫ | 73–87
Аннотация: В 1944 году в Сибирь были направлены две экспедиции «по местам сибирских ссылок товарища Сталина»: туруханская – в Курейку Туруханского района Красноярского края и нарымская – в Нарым и Парабель Томской области. Директивы об организации работы исходили из ЦК КПСС, там же принимались отчёты руководителей экспедиций. Ответственность за планирование, подбор специалистов и реализацию «юбилейного проекта» была возложена на Комитет по делам искусств при Совете министров СССР. Комплектованием рабочих групп, их снаряжением и отправкой занимался Всесоюзный Дом народного творчества имени Н. К. Крупской.
Документы из фондов Научного центра народной музыки имени К. В. Квитки позволяют установить обстоятельства этого эпизода истории отечественной фольклористики, связанного с именами выдающихся музыкантов и учёных: К. В. Квитки, Е. В. Гиппиуса, Н. И. Жемчужиной, И. П. Пономарькова, П. Г. Богатырёва, Б. О. Долгих, В. М. Сидельникова, А. М. Новиковой.
Ключевые слова: сибирские экспедиции 1944 года, юбилей Сталина, туруханские и нарымские звукозаписи, Московская консерватория, Научный центр народной музыки имени К. В. Квитки, Всесоюзный Дом народного творчества имени Н. К. Крупской
Elena V. Biteriakova
THE SIBERIAN EXPEDITIONS IN 1944: TASKS, CIRCUMSTANCES, RESULTS
Abstract: In 1944, two expeditions were sent to Siberia to “sites of Comrade Stalin’s Siberian exile”: the Turukhanskaya – to Kureika (Turukhansky District, Krasnoyarsk Krai) and the Narymskaya – to Narym and Parabel (Tomsk region). The directives on the organization of work came directly from the Central Committee of the CPSU, and the reports of the expedition leaders were accepted there as well. The Committee for Arts Affairs under the Council of Ministers of the USSR was responsible for planning, specialist recruitment, and implementing the jubilee project. The All-Union House of Folk Art named after N. K. Krupskaya handled team assembly, their equipment and dispatch. Documents from the archives of the Kliment Kvitka Folk Music Research Center at the Moscow Conservatory reveal the circumstances of this episode in Soviet ethnomusicology, involving outstanding musicians and scholars, such as K. V. Kvitka, E. W. Hippius, N. I. Zhemchuzhina, I. P. Ponomarkov, P. G. Bogatyrev, B. O. Dolgikh, V. M. Sidel'nikov, A. M. Novikova.
Keywords: Siberian expeditions of 1944, Stalin’s jubilee, Turukhansk and Narym sound recordings, Moscow Conservatory, Kliment Kvitka Folk Music Research Center, All-Union House of Folk Art named after N. K. Krupskaya
Болдырева В. Г.
ВЗЯТИЕ КАЗАНИ ИВАНОМ ГРОЗНЫМ В УДМУРТСКОМ И РУССКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ФОЛЬКЛОРЕ УДМУРТИИ | 88–99
Аннотация: В статье рассматриваются образцы фольклора, появившиеся как отклик на историческое событие XVI в. – взятие Казани Иваном Грозным. В удмуртской и русской музыкальной культуре Удмуртии жанровая атрибуция проявляется по-разному. У удмуртов это инструментальный марш, воспринятый у народов Поволжья. В русской культуре событие излагается в песенной форме, которая за последнее столетие претерпела трансформацию на жанровом уровне.
Ключевые слова: Иван Грозный, взятие Казани, предание, инструментальный марш, историческая песня
Vera G. Boldyreva
THE CAPTURE OF KAZAN BY IVAN THE TERRIBLE IN UDMURT AND RUSSIAN MUSICAL FOLKLORE OF UDMURTIA
Abstract: The article examines folklore works that emerged in response to the historical events of the XVI century – Ivan the Terrible’s capture of Kazan. In Udmurt and Russian Udmurt musical culture, genre attribution manifests itself in different ways. Among Udmurts, this is an instrumental march, adopted by the peoples of the Volga region. In Russian culture, the event is presented in song form, which has undergone genre-level transformations over the past century.
Keywords: Ivan the Terrible, capture of Kazan, legend, instrumental march, historical song
Столбова П. А.
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГЕНЕРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЗВУКОВЫХ ЛАНДШАФТОВ В ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 100–114
Аннотация: Искусственный звуковой ландшафт представляет собой виртуальную среду, созданную с применением алгоритмов и математических моделей для формирования звукового пространства. Такой подход позволяет разрабатывать уникальные, динамически изменяющиеся саундтреки, адаптирующиеся к происходящему как в виртуальной, так и в реальной среде. К примеру, звуковое оформление игры, фильма или выставки может формироваться с использованием генеративных моделей.
В данной статье рассматривается возможность интеграции системы процедурного искусственного звукового ландшафта в организацию выставочных пространств. Такой метод позволяет создавать многослойную, постоянно развивающуюся аудиосреду, обеспечивая естественное и уникальное звучание, а также последовательное и органичное раскрытие художественной идеи.
Ключевые слова: искусственный звуковой ландшафт, выставка, звуковое оформление, генеративная модель, звуковое пространство
Polina A. Stolbova
APPLICATIONS OF GENERATIVE MODELS FOR CREATING SOUNDSCAPES IN EXHIBITION ACTIVITIES
Abstract: An artificial soundscape is an environment for the existence of sound in a virtual space, created using algorithms and mathematical formulas. This approach enables the development of unique, dynamically evolving soundtracks that adapt to events in both virtual and physical environments. For example, the virtual space of a game, movie, or exhibition can be created using a generative model.
The article considers the prospect of introducing a system of procedural artificial soundscape into the exhibition organization system. This model provides a diverse, constantly evolving and updating audio space, which provides a unique, more natural sound and coherent unfolding of artistic concepts.
Keywords: artificial soundscape; exhibition; sound design; generative model; sound space
Буданова Т. Н.
ПОЭТИКА ФОРТЕПИАННЫХ СЮИТ ВЛАДИМИРА УГРЮМОВА | 115–124
Аннотация: Музыка карельского композитора Владимира Угрюмова (род. 1947) хорошо известна в пространстве современной музыкальной культуры. Он является одним из первых выпускников Петрозаводского филиала Ленинградской консерватории по классу композиции профессора Альберта Семёновича Лемана. Не увлекаясь экспериментами, Угрюмов создал свой, неоромантический, стиль. Наиболее ярко его признаки проявляются в камерном жанре, в частности, в сюитах для фортепиано. В этих сочинениях привлекает внимание оригинальная работа композитора с жанровыми моделями старинной и романтической сюиты.
Ключевые слова: Владимир Угрюмов, карельская музыка, фортепианная сюита, программная миниатюра
Tatiana N. Budanova
THE POETICS OF VLADIMIR UGRYUMOV'S PIANO SUITES
Abstract: The music of Karelian composer Vladimir Ugryumov (b. 1947) holds a significant place in contemporary musical culture. He is one of the first graduates of the Petrozavodsk branch of Leningrad Conservatory in composition class of professor Albert Semenovich Lehman. Ugryumov developed his own neo-romantic style without embracing experimentation. Its features are most clearly manifested in the chamber genre, particularly in suites for piano. In these works, the composer's original engagement with genre models of ancient and romantic suites attracts attention.
Keywords: Vladimir Ugryumov, Karelian music, piano suite, program miniature
Таникова П. С.
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СКРИПАЧА К ОРКЕСТРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 125–138
Аннотация: Статья посвящена профессиональной подготовке скрипача к оркестровой деятельности, что, несомненно, является одной из актуальных проблем современного исполнительского искусства. В публикации рассматриваются основные аспекты оркестровой деятельности скрипача, которые имеют ключевое значение в процессе воспитания грамотного оркестрового музыканта, а также приводится авторская система, позволяющая за сравнительно недолгий срок получить навыки, необходимые для успешного прохождения конкурса в оркестр.
Ключевые слова: скрипка, оркестр, подготовка к оркестровой деятельности, оркестровые трудности
Praskovia S. Tanikova
THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING FOR A VIOLINIST IN ORCHESTRAL PERFORMANCE
Abstract: The article is devoted to the professional training of a violinist for orchestral performance, which is undoubtedly one of the urgent issues in modern performing art. It examines core aspects of orchestral work that are essential for developing competent orchestral musicians and presents an author's training system that enables violinists to acquire necessary skills for successful orchestra auditions within a relatively short time.
Keywords: violin, orchestra, preparation for orchestral performance, orchestral difficulties
Гун Минчуань
ГЛИССАНДО И ИХ СВЯЗЬ С КИТАЙСКОЙ ТОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ЯЗЫКА: НА ПРИМЕРЕ СОЧИНЕНИЙ ДЛЯ СКРИПКИ |139–156
Аннотация: В статье рассматриваются различные типы глиссандо в китайских произведениях для скрипки и их взаимосвязи с тональной системой современного национального языка. Особое внимание уделено особенностям фонетики и интонационной специфики, которые соотносятся с формами глиссандо, встречающимися в музыкальных сочинениях для скрипки. В рамках исследования выдвигается гипотеза о том, что отсутствие в китайской скрипичной музыке названного нами «восходяще-возвращающегося глиссандо» может быть связано с отсутствием аналогичной модели изменения высоты тона в китайской языковой системе.
Ключевые слова: глиссандо, китайская музыка для скрипки, тональная система, китайский язык, музыкальная интонация, национальный стиль
Gong Mingchuan
TYPES OF GLISSANDOES AND ITS CONNECTION TO THE TONAL SYSTEM OF THE CHINESE LANGUAGE: A STUDY BASED ON VIOLIN COMPOSITIONS
Abstract: This article examines various types of glissandi in Chinese violin compositions and their correlation with the tonal system of the modern national language. Particular attention is paid to phonetic features and intonational patterns that correspond to glissando forms in violin music. The study proposes a hypothesis that the absence of what we refer to as the “ascending-returning glissandi” in Chinese violin music may be related to the lack of a similar pitch change pattern in the Chinese linguistic system.
Keywords: glissando, Chinese violin music, tonal system, the Chinese language, musical intonation, national style
Жэнь Яобинь
ИСПОЛНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПЕСНИ «НА РЕКЕ СУНГАРИ» КИТАЙСКИМИ ТЕНОРАМИ: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА | 157–171
Аннотация: Целью данной статьи является сравнительный анализ исполнения песни «На реке Сунгари» Чжан Ханьхуэя тремя китайскими тенорами. Единственный в Азии ученик Л. Паваротти Дай Юйцян, оперный певец Вэй Сун и «король западных песен» Ван Хунвэй создали три разные по стилю, эмоциональному содержанию, выразительным приёмам, но одинаково убедительные в плане художественного образа музыкальные интерпретации песни. Представляется интересным сравнить исполнительский стиль известных теноров на примере одного вокального произведения. Параллельно осуществлён анализ средств музыкальной выразительности песни «На реке Сунгари» Чжан Ханьхуэя, а также приведены краткие биографические сведения о каждом из исполнителей.
Ключевые слова: Чжан Ханьхуэй, «На реке Сунгари», Дай Юйцян, Вэй Сун, Ван Хунвэй, вокальное искусство, тенор, бельканто, Китай, исполнительский стиль
Ren Yaobin
PERFORMANCE OF THE ART SONG “ON THE SONGHUA RIVER” BY CHINESE TENORS: A COMPARATIVE ANALYSIS
Abstract: The article presents a comparative analysis of three Chinese tenors’ interpretations of Zhang Hanhui’s song “On the Songhua River”. The only student of L. Pavarotti in Asia Dai Yuqiang, opera singer Wei Song and the “king of Western songs” Wang Hongwei created three musical interpretations of the song that are different in style, emotional content, expressive techniques, but equally convincing in terms of artistic image. It seems interesting to compare the performing style of famous tenors using one vocal work as an example. The study concurrently examines musical expressive devices in Zhang Hanhui's song “On the Sungari River” and provides brief biographical profiles of each performer.
Keywords: Zhang Hanhui, “On the Songhua River”, Dai Yuqiang, Wei Song, Wang Hongwei, vocal art, tenor, bel canto, China, interpretive style